Соловьёв Иван Трофимович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9839
Орден Ленина № 371151
Соловьёв Иван Трофимович – старший машинист локомотивного депо Зилово Забайкальской железной дороги, Читинская область.
Родился 31 декабря 1913 года в городе Рига Лифляндской губернии, ныне столица Латвии. Русский. Жил и учился в Белоруссии.
В январе 1933 года по путёвке комсомола приехал в Забайкалье, на станцию Зилово Забайкальской железной дороги. Начал работать слесарем по ремонту паровозов, возглавил в депо комсомольско-молодёжный ремонтный цех. В феврале 1935 года стал помощником машиниста, а в декабре того же года – машинистом паровоза.
В 1936 году был призван на службу в Красную Армию, получил специальность стрелка-радиста. Участвовал в боях с японцами на Халхин-Голе, был награждён медалью «За отвагу».
После увольнения в запас вернулся в Зилово и вновь встал у реверса паровоза. Освоил передовые методы вождения поездов и ухода за паровозом. Создал собственный технологический процесс обслуживания паровоза, выработал эффективные приёмы вождения поездов. Для Транссибирской магистрали характерен сложный профиль пути, что не позволяло последовать кривоносовскому методу увеличения грузоперевозок за счёт повышения скорости. Пришлось искать другие возможности для повышения производительности труда – в частности, за счёт увеличения грузоподъёмности состава.
В мае 1941 года в депо Зилово доставили паровоз Еф-93, требовавший большого ремонта. Соловьёв, по собственной инициативе с товарищами, восстановил машину и в начале июне уже вышел в рейс. Впоследствии этот паровоз стал своеобразной лабораторией передового опыта. Машинист-новатор своими руками сделал более 50 рационализаторских усовершенствований, что позволило продлить срок службы деталей, облегчить уход за паровозом, улучшить его ремонт.
С начала Великой Отечественной войны Иван Соловьёв возглавил созданную в Зилово паровозную колонну имени Государственного Комитета Обороны. Паровозная бригада Соловьёва вошла в число передовых по сети дорог страны. Она провела около 300 тяжеловесных поездов и перевезла дополнительно к плану свыше 25 тысяч тонн груза. При этом паровоз прошёл без капитального ремонта около 600 тысяч километров при среднемесячном пробеге свыше 14 тысяч. Сам машинист-новатор постоянно совершенствовал мастерство высокоэффективной эксплуатации паровоза, увеличивая среднесуточные и межремонтные пробеги. Всю войну он проработал на восстановленном им паровозе Еф-93.
Опыт зиловского машиниста широко освещался на страницах отраслевой газеты «Гудок». Соловьёвское движение стало приобретать массовый характер. Он был награждён вторым знаком «Почётному железнодорожнику», именными часами, ему было присвоено специальное звание «инженер-лейтенант тяги».
В 1945 году явился инициатором социалистического соревнования на Забайкальской магистрали за увеличение полезной работы паровоза, удлинение межремонтных пробегов, экономию топлива. После войны на новом паровозе серии ЕА добился перевыполнения норм по использованию локомотива, продолжал водить тяжеловесные поезда, повысив полезную работу паровоза на 50-60 процентов. За коренное усовершенствование процесса работы паровозных бригад по эксплуатации и ремонту паровозов ему присвоена Сталинская премия (1949).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта, Соловьёву Ивану Трофимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В том же 1959 году прошёл переподготовку и получил права на вождение тепловозов и ещё много лет водил составы по Забайкальской магистрали.
Депутат Верховного Совета СССР 2-го - 4-го созывов (1946-1958).
Жил в посёлке Аксёново-Зиловское Чернышевского района Читинской области (ныне – Забайкальского края). Скончался 22 февраля 1993 года.
Награждён 2 орденами Ленина (29.07.1945; 01.08.1959), орденом Трудового Красного Знамени (01.08.1953), медалями, в том числе «За отвагу» (17.11.1939), «За трудовую доблесть» (31.05.1951), «За трудовое отличие» (27.07.1949), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (06.06.1945).
На станции Зилово на пьедестале установлен паровоз, на котором работал Герой.
Биографию подготовил: